23 апреля 2015 года наш старший научный сотрудник Александра Никитина побывала в гостях у Татьяны Лазаревой и Михаила Шаца в программе "Пара. Нормально шоу" на радиостанции "Серебряный дождь". Говорили о педагогике искусства, дополнительном образовании и, конечно, о Детском музее. Татьяна Лазарева: Что это за музей такой? Александра Никитина: Это замечательный частный музей, который придумала Наталья Ямщикова, и который основывается на идее, что каждый музейный экспонат должен попасть в руки к ребенку, а не просто быть за стеклом, что ребенок должен с ним пожить, подружиться, что-то поделать.
С другой стороны, это музей, который приезжает туда, куда его приглашают (не важно, школа это, детский центр или дом). Это музей, который занимается возрождением исторического сознания ребенка, которое начинается с осознания семьи, понимания того, что у меня были не только бабушка и дедушка, но еще и прабабушка и прадедушка, что они где-то жили, чем-то занимались, что вообще у меня есть корни… Учителя часто не хотят отдавать свои уроки для внешкольных образовательных программ, мотивируя это тем, что они не успевают проходить программу. Но по большей части это лукавство, потому что механическое заучивание материала ничего не даёт. Дети мгновенно забывают то, что не было ими эмоционально прожито. Когда мы начинаем с детишками играть (4-ый или 5-й класс), вроде бы только что «Страницы русской истории» проходили, вроде бы еще не замученные жизнью люди… Казалось бы, они должны что-то помнить, но… Вы думаете, они помнят, кто такие славяне?.. Родитель – реальный заказчик образовательного процесса, т.к. против родителей, даже против родительского комитета класса, тем более против Управляющего совета школы, – никто пойти не может. Поясню на примере нашего музея. Директор не имеет права заказать экскурсию, как любое другое платное занятие, а родители – имеют. Но зачастую они заказывают клоунов. Потому что существует две идеи в сегодняшней массовой культуре: либо лекция, либо клоуны. Как будто посередине – там, где как раз протекает живая жизнь – ничего нет и не должно быть. Либо развлекайте нас, либо постройте нас в три шеренги и вдалбливайте железным молотком в нашу голову какую-то информацию… И когда наш детский музей «Дом семейных традиций» предлагает родителям какие-то программы, то объяснить, чем мы занимаемся в действительности, очень трудно. Они говорят: «А, вы будете наших детей развлекать?». Мы говорим: «Нет». – «А зачем тогда вы нужны?» Или они говорят: «Вы придете и прочитаете детям лекцию о том, что такое родовое древо…». – «Нет». – «Тогда вообще непонятно, кто вы такие». Мы объясняем, что будем с детьми вместе исследовать, что такое родовое древо, и какое у них лично родовое древо, и мы будем вместе с ними заниматься творчеством, где они сами построят свой образ семьи. «Что значит построят? Вы что не знаете точно, каким оно будет в конце?». – «Нет, не знаем». – «Это же катастрофа». То есть каждый педагог, с точки зрения массового родителя, должен привести ребенка из пункта «А» в пункт «В». А то, что Вася на Петю не похож, и то что пункт «А», начальный, он разный у Пети и Васи, и то что скорость продвижения и сам путь продвижения разный, - это не берется в учет. …Для того, чтобы начать образование своих детей, родителям нужно и собственные штампы немного раскачать. Ведь существуют предложения на эту тему! Если говорить о нашем музее, мы предлагаем курсы для родителей или для родителей вместе с детьми, ориентированные на то, чтобы научиться с детьми говорить об истории и культуре. Родители, как минимум, даже если они не могут поменять основную структуру обучения (хотя они и это могут!), вольны в том, что является внеурочной деятельностью и дополнительным образованием. Потому что есть шесть уроков заканчиваются в половине третьего, а потом есть какая-то жизнь после этих уроков… Мы должны понимать, что школа – это 11 лет жизни человека, и если внутри самой школы нет ничего живого, то образование всегда будет ущербным. И в этом смысле, мне кажется, очень важно приглашать на свою площадку какие-то программы и проекты, которые могут хоть во второй половине дня, но сделать жизнь - жизнью, общность – общностью, которые позволят этим детям увидеть, что они интересны друг другу. Например, социально-игровая методика Александры Петровны Ершовой, на которой основано то, чем я занимаюсь и то, что мы делаем в Детском музее «Дом семейных традиций», основана на том, что учитель – это человек, который помогает организовать обучение, а учат дети друг друга сами. И тогда, в маленьких группах, дети, в поисках решения какой-то проблемы, вдруг начинают понимать: Вася быстрее всех соображает, когда нужно начертить схему и зафиксировать то, что мы придумали; а Маша – она лучше всех может красиво все оформить; а Петя – он интереснее всех говорит, и ему можно доверить презентацию… И тогда они начинают понимать: каждый из них чем-то безумно ценен и интересен. Мне кажется, родители должны очень серьезно думать о том, чтобы активизировать жизнь внутри своего класса.